Досудебный порядок урегулирования споров возможен! 1, 2

Довольно часто на практике взыскатель предъявляет исполнительный документ напрямую в службу судебных приставов для принудительного взыскания существующей задолженности. Между тем в ст. 9 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» закреплено право взыскателя о направлении исполнительного документа непосредственно по месту работы должника, месту получения пенсии и т.д. 
Теперь немного подробнее
Статья 9. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица
1. Комментируемая статья содержит новеллу, предусматривающую возможность направления исполнительного документа в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, для исполнения непосредственно взыскателем, т.е. без направления исполнительного документа СПИ и, соответственно, минуя процедуры возбуждения и ведения СПИ исполнительного производства.

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает два случая такого непосредственного направления взыскателем исполнительного документа: 1) при исполнении исполнительного документа о взыскании периодических платежей (алименты, возмещение вреда, причиненного здоровью, и др.); 2) при исполнении исполнительного документа о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб. Исполнение таких документов осуществляется лицами, выплачивающими должнику заработную плату или иные периодические платежи, по правилам гл. 11 комментируемого Закона.
2 — 3. В частях 2 и 3 комментируемой статьи аналогично (но не во всем) нормам ч. 2 и ч. 3 ст. 8 комментируемого Закона определен порядок направления лицам, выплачивающим должнику заработную плату или иные периодические платежи, исполнительного документа непосредственно взыскателем в случаях, предусмотренных ч. 1 данной статьи.
Согласно ч. 2 комментируемой статьи взыскатель направляет исполнительный документ одновременно с соответствующим письменным заявлением. Часть 2 статьи также определяет требования к содержанию такого заявления, в котором, в частности, должны быть указаны:
реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства (п. 1);
если взыскателем является гражданин, — фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя (п. 2), а если юридическое лицо, — наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя (п. 3).
В случае если исполнительный документ направляется представителем взыскателя, то в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи представитель должен представить документ, удостоверяющий его полномочия, и указанные выше сведения о взыскателе (разумеется, это не исключает необходимости представления соответствующего письменного заявления). Представляется очевидным, что при представительстве взыскателя в случаях, предусмотренных комментируемой статьей, подлежат применению те же самые правила, что закреплены в ст. ст. 53 — 57 комментируемого Закона для регламентации представительства, в том числе оформления полномочий представителя, в исполнительном производстве.
В пункте 16 ч. 1 ст. 64 комментируемого Закона предусмотрено право СПИ проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа либо должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. Там же закреплено, что при проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в ч. 1 комментируемой ст. 9, обязаны представить СПИ соответствующие бухгалтерские и иные документы.